Технология ролевой игры на уроках
английского языка в начальной школе.
К ролевой игре я проявляю интерес уже давно.
Упражнения типа "Читайте по ролям", "Инсценируйте диалог"
занимают прочное место в заданиях УМК по английскому языку. Эта технология
способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому
высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников на всех
этапах обучения иностранному языку, формированию у них навыков и умений
самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами
иностранного языка. Процесс организации
ролевой игры включает три последовательных этапа: подготовку, проведение и
подведение итогов. При этом особое значение имеет выбор форм ролевой игры для
определенной возрастной группы учащихся .
Для поведения детей младшего
школьного возраста характерны высокая активность, подвижность. Дети этого
возраста свободны, раскованны, с интересом относятся к игровым формам работы,
любят исполнять различные роли людей, которых видят вокруг себя, роли сказочных
персонажей. Как правило, ролевые игры на начальной ступени обучения проводятся
в режимах: ученик 1→ ученик 2 , ученик
- класс, ученик - группа.
Ученики охотно участвуют в
ролевых играх, в роли учителя, друга из Англии, расспрашивают друг друга в
создаваемых ситуациях общения, обмениваются мнениями, суждениями, выражают
просьбу, совет.
Для младших школьников
выделяются следующие сферы речевого общения: в школе, дома, за городом.
В течение многих лет я применяю
ролевые игры на уроках английского языка в младших классах. Но прежде чем
ввести данный прием работы в учебный процесс, необходимо провести большую
подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет
навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения. Следовательно,
чтобы организовать общение в рамках ролевой игры, необходимо сформировать эти навыки
в реальных условиях учебного процесса. Для этого я использую тренировочные
упражнения, которые привожу ниже.
1.
Упражнение на тренировку учащихся в умении
реагировать на предложенные утверждения.
·
Do you like to eat jam?
·
Yes, of course.
2.
Упражнения на тренировку школьников в
составлении микро диалогов в парах, в рамках предложенной ситуации:
Imagine, your friend has a birthday party today. What
will you do?
·
Hello.
·
Hello. Happy birthday to you.
·
Thank you.
Упражнения на тренировку
выражений этикетного характера:
·
Hello, Ira
·
Hello, Lena
·
How are you?
·
I’m fine, and you?
·
I’m fine too. Thank you.
·
Good-bye, Lena.
·
Bye.
Упражнения, направленные на
развитие навыков ведения разговора по телефону. Например:
·
Hello. This is Andrew. Is
that Caroline?
·
Hello, Andrew. Yes, it’s me.
·
How are you?
·
Fine, thanks. And you?
·
I’m OK.
3.
Учащимся предлагается диалог-образец, который
является основой для составления их собственного диалога. Работу над ним
провожу поэтапно:
- читаем диалог по ролям, обращая внимание на реплики,
подлежащие освоению;
- читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики;
- имитируем диалог, воспроизводя реплики по ролям;
- самостоятельно составляем аналогичный диалог, но в другой
ситуации общения.
В заключение, хочется отметить,
что ролевая игра - один из наиболее эффективных приемов реализации
коммуникативного принципа в обучении иностранному языку.
|